Здравствуйте, Гость! Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться вы можете воспользоваться формой
Быстрой регистрации
Это альбом, второй в дискографии, считается одним из
лучших у этих трех парней, занявшим первое место в английских чартах,
однако, по правде говоря, он достаточно неровный. Насколько первая часть
может реально сорвать с вас крышу своей виртуозностью, настолько вторая
может очень сильно разочаровать.
Начинается альбом с заглавной темы – сюиты, занимающей половину альбома,
что, как известно, является обычным делом для всех арт-рокеров. Не всем
музыкантам удается поддерживать у слушателей интерес к тому, что они
играют в течение столь длительного времени, однако этим ребятам это с
лихвой удается. Сюита состоит из инструменталов, без всяких пауз плавно
сменяющихся вокальными фрагментами со стихами Грега Лейка. Музыка
меняется практически каждые несколько секунд, а ребята играют настолько
завораживающе, что остается только разинуть рот и слушать все это
великолепие – красочные пассажи Эмерсона на фортепьяно и клавишных,
бас-партии Лейка и превосходную ударную технику Палмера. Всего три
человека, но мощи столько, будто их добрый десяток.
Рассмотрим сюиту подробнее. Таркус, если взглянуть на обложку альбома, –
это наполовину танк времен Первой мировой войны, наполовину броненосец.
Его история была проиллюстрирована в буклете к альбому. В начале идет
инструментал «Eruption», открывающийся протяжным хором и символизирующий
рождение этого странного существа из яйца, выскочившего из жерла
вулкана. Затем следует первая из вокальных частей – тревожная «Stones of
Years» с органным соло, в которой Лейк, играющий роль рассказчика,
сочувственно относящегося к Таркусу, говорит ему, что он глух и слеп и
не понимает, что убивать без причины жестоко. Следующий инструментал,
быстрый жутковатый «Iconoclast» с милитаристскими барабанами и
периодическим визжанием органа, иллюстрирует битву, в которой Таркус
имеет дело с существом, символизирующим, как я понимаю, религию. В
следующем вокальном фрагменте, энергичном «Mass», в котором вновь
присутствует органное соло под весьма интересный скоростной драмминг,
Лейк высказывает свое отношение к этой стороне человеческой жизни,
сомневаясь в ее необходимости; название части означает как «мессу», так,
возможно, и «массу» опасностей, с которыми сталкивается Таркус в
процессе борьбы с различными существами. В скоростном инструментале
«Manticore» нам показывают музыкальную картину сражения Таркуса с
Мантикором – чудовищем из персидских мифов с телом льва, хвостом
скорпиона и головой человека, воплощением тирании и зла. В последней
вокальной части, под названием «Battlefield», рассказчик сочувствует
глупому Таркусу и говорит о бесполезности войн и революций, надеясь, что
наступит еще время, когда люди не будут знать печали; кстати, в этом
фрагменте присутствует гитарное соло Лейка, что в музыке группы
встречается довольно редко. Итак, Таркус проиграл и был брошен в воду,
что и иллюстрирует последний инструментал – «Aquatarkus», в начале
звучащий довольно несерьезно благодаря прямо-таки квакающим клавишным,
однако после затихающего маршевого прохода ударных и звона тарелок
повторяется начальный инструментал, объединяя тем самым сюиту в единое
целое и показывая, что Таркус не погиб и ему предстоят еще битвы.
После столь навороченной музыки слушателям явно предлагается
расслабиться, чему помогает «Jeremy Bender», прикольный фортепьянный
регтайм о парне-трансвестите, решившем стать монахиней. (Bender – это
«гомосексуалист» на британском сленге.) По тому же принципу Иэн Андерсон
вставил в середину альбома Jethro Tull «A Passion Play» сказку о зайце.
Лирика в духе лимериков, притопы да прихлопы – хорошее настроение
гарантировано, если вы, конечно, не станете распространяться на тему,
как могли вставить такое после столь серьезной музыки.
Следующая композиция, «Bitches Crystal», по скорости и тревожной
инструментовке похожа на начало заглавной вещи. В начале и в некоторых
местах в середине темы звучит челеста – клавишно-ударный инструмент,
внешне напоминающий небольшое пианино, но еще и с колокольчиками. Стоит
также упомянуть хорошее фортепьянное соло. В тексте речь идет о
различных отрицательных сторонах религии – вроде ведьмовских процессов,
борьбы с ересями и ритуальных убийств, при этом голос Лейка иногда
звучит весьма гневно.
Ближе всего по эмоциональному воздействию к заглавной сюите, по моему
мнению, подходит дилогия «The Only Way (Hymn)» и «Infinite Space
(Conclusion)». Красивое органное вступление представляет собой «Токкату»
Баха. Однако гимн этот не является песнопением Богу – наоборот, его
существование здесь подвергается сомнению (и это после глубоко
религиозного Баха!), и человеку самому следует находить свой путь в
жизни. В середине звучит быстрое фортепьянное соло в джазовом духе.
После заключительной фразы («Не бойся – человека сделал человек [а не
Бог]») следует вторая часть – поддерживаемый бас-гитарой фортепьянный
инструментал, символизирующий, видимо, желание человека познать
бесконечную вселенную.
«A Time and a Place» начинается с жесткой (по меркам ELP) ритм-секции,
однако клавишные смягчают звучание. В песне выражается желание попасть
туда, где люди будут понимающими, а жизнь не будет казаться пустой.
Заканчивается альбом быстрым и веселым фортепьянным рок-н-роллом «Are
You Ready Eddy?», представляющим собой своеобразный кавер на известную
песню «Ready Teddy» и посвященном звукоинженеру и продюсеру группы Эдди
Оффорду. Хор прикольно подпевает: «Редактируй, Эдди» (Eddie edit –
получается каламбур). Не стоит слишком серьезно относиться к этой вещи,
как делают некоторые – ребята просто решили поприкалываться и показали,
что и у серьезных прог-рокеров бывает в наличии чувство юмора. В конце
слышно, как кто-то говорит: «Эй, что там у тебя – ветчина или сыр?»
(вероятно, после записи решили пообедать).
Не сказал бы, что я считаю песни на второй стороне этой пластинки
разочаровывающими – я, например, не имею ничего против разных
рок-н-роллов, – однако следует признать, что альбом не настолько хорош,
насколько этого бы хотелось. Да и лирика, честно говоря, и близко не
стоит к другим шедеврам прогрессивного рока, выпущенных в то же время
другими корифеями жанра. Может быть, все-таки нужно было бы потратить на
запись «Таркуса» больше шести дней.