Здравствуйте, Гость! Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться вы можете воспользоваться формой
Быстрой регистрации
Если раньше Эмерсон, Лейк и Палмер лишь использовали
классические мелодии в своем творчестве, то теперь они решили сделать
целый альбом, основанный на русской классической музыке. В качестве
«жертвы» были избраны «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, с
добавлением нескольких собственных композиций группы. В результате
получилась одна из лучших рок-обработок классической музыки в истории
рока. Кстати, запись была сделана не в студии, а во время концерта 26
марта 1971 г. в Ньюкасл-сити-холл, причем, что интересно, дата смерти
Мусоргского – 28 марта 1881 г. Просто совпадение или все было сделано
осознанно?
Уже когда Лейк сообщает, что группа сейчас будет играть, это вызывает
бурные овации и восторги, но не потому, что в толпе много знатоков
классики, а в связи с тем, что публике уже была известна эта музыка,
которую группа играла уже не в первый раз. Сперва ребята полностью
следуют музыкальным зарисовкам Мусоргского, мало отходя от оригинала.
Открывающий «Promenade» звучит абсолютно аутентично, разве что оркестра
нет. Потом идет «Гном» («The Gnome»), в котором роль оркестра с лихвой
восполняет отличная ритм-секция; особенно эффектной получается середина,
когда под гитарные аккорды клавишные выдают на несколько мгновений
нечто пищащее, возможно, имитирующее гномий язык; однако если у
Мусоргского гном получился печальным, то здесь он выглядит каким-то
очень уж страшным. Снова повторяется «Promenade», но уже с вокалом –
музыка звучит настолько тихо, что Лейк поет практически а капелла
(сперва, кстати, тоже очень тихо), вспоминая о детстве и говоря о том,
что жизнь полна иллюзий и печалей. Баллада «The Sage» является уже
собственной композицией группы – тревожно звучат клавишные, мне
напомнившие музыку к фильму «Гостья из будущего», потом появляется
одинокая акустическая гитара, под которую поет Лейк; его тенор хорошо
отзывается эхом, только вот иногда очень уж тих; в середине гитара
звучит прямо-таки по-менестрельному, что придает музыке оттенок
средневековья написана композиция по мотивам «Пера Гюнта» Грига, и ее
темой становится поиск смысла, который пытается найти путешествующий
лирический герой. «Старый замок» («The Old Castle») начинается с жутких
завываний, после чего идет довольно быстрый инструментал, основную линию
в котором ведут призывно звучащие клавишные. Далее, без всякой паузы,
следует «Blues Variation», импровизации, основанные на песнях Боба
Дилана; главными здесь являются клавишные, а музыка быстрая и мажорная; в
конце вновь звучат те же самые жуткие звуки, с которых начиналась
предыдущая композиция. Вновь повторяется «Promenade» (у Мусоргского,
кстати, он звучит четыре раза в разном ключе) – на этот раз с
привлечением громогласных ударных и электрогитары. Бóльшую часть
произведения Мусоргского было решено не воспроизводить, поскольку
остальные музыкальные зарисовки, видимо, показались ребятам не настолько
интересными. Предпоследнюю часть «Картинок с выставки», «Избушку на
курьих ножках», разделили на три части: быстрые и тревожные пролог и
эпилог, называющиеся «The Hut of Baba Yaga», и основная часть,
энергичная «The Curse of Baba Yaga», также собственного сочинения,
начинающаяся с ревущего синтезаторного звука, видимо, показывающего
голос Бабы-Яги, и вновь имеющая вокальную часть – несколько глуповатую,
кстати. Запоминаются прикольные клавишные, звучание которых
подчеркивает, как мне кажется, несерьезность музыки. Последняя
«картинка», «The Great Gates of Kiev», сыграна весьма пиететно – ребята
хорошо поймали чувства торжественности и задумчивости, однако, как мне
кажется, слегка переборщили с показом тревоги, когда ввели жутковатый
гитарный вой; Лейк вновь поет – на этот раз о судьбе и желании новой
жизни. После продолжительных аплодисментов на закуску нам предлагается
«Nut Rocker», рок-обработка известной каждому русскому человеку темы из
«Щелкунчика», сделанная когда-то Кимом Фаули; вещь эта задорная и
напоминает не столько Чайковского, а скорее мажорные рок-вариации на
тему. Когда музыка смолкает, еще долго звучат аплодисменты и овации, а
толпа что-то скандирует.
Данный альбом по праву можно назвать одним из лучших лайвов арт-роковой
команды, ну а за то, что широкие массы на Западе узнали о музыке нашего
великого соотечественника, ребятам нужно сказать отдельное спасибо.
Кстати, с американским лейблом вышла проблема. Ребятам сказали, что
такое дерьмо выпускать не будут, и альбом вышел только в Европе, где
стал настоящим хитом. Тогда представители американского лейбла стали
просить исправить ситуацию, которую они же сами и создали. Их послали к
черту, но они прилетели через океан и все-таки договорились, чтобы
альбом выпустили и в Америке.
Кстати, в 1996 г. одноименный альбом выпустила также прог-трэшевая
группа Mekong Delta, которая ориентировалась как раз не на Мусоргского, а
на ELP. Если кому-то попадется этот альбом, обязательно приобретите, а
заодно и сравните и с русским композитором, и с английской арт-роковой
командой.