Здравствуйте, Гость! Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться вы можете воспользоваться формой
Быстрой регистрации
Еще до выпуска второго альбома группу, из-за жестких
условий работы, оставили приболевший гитарист Энтони Филлипс, ставший
преподавать музыку и выпустивший впоследствии множество сольников (после
того, как он разбогател благодаря отчислениям от продажи предыдущего
диска), и ударник Джон Мэйхью. За барабаны сел Фил Коллинз, актер
юношеского театра в Уэст-Энде (где он пел в мюзикле «Оливер») и заодно
участник довольно известной команды Flaming Youth. Он предпочел пойти
именно в Genesis, а не в Yes, куда его тоже звали; пока прослушивание
проходили другие барабанщики, Фил, слыша их ошибки, успел выучить все
вещи группы и показал класс (куда там Мэйхью до него!). Гитаристом же
стал домосед Стив Хэкетт, совершенно никому не известный паренек,
который очень любил экспериментировать с гитарным саундом и которого
взяли через четыре месяца после начала поисков, обнаружив его объявление
в газете. Именно этот состав из пяти человек (Питер Гэбриел, Тони
Бэнкс, Майк Ратерфорд и вышеупомянутые товарищи) стал золотым. Саунд
изменился – музыка пошла в сторону большего разнообразия, однако никто
не стремился выделиться, все звучали в унисон, Бэнкс стал больше
использовать меллотрон, Хэкетт, под влиянием Роберта Фриппа, добавил
гитарной агрессивности, Коллинз разбавил серьезность остальных
участников своей веселостью, а Гэбриел продолжал совершенствовать свое
вокальное мастерство – он пел на разные голоса так, что казалось, будто
вокалистов в группе несколько. На альбоме три больших композиции, одна
средней продолжительности и три довольно маленьких (менее 3 минут),
играющих роль более легких интерлюдий между навороченными эпиками.
Что-то было написано еще тогда, когда в группе был Филлипс, что-то – в
период поиска гитариста, что-то – при содействии Хэкетта, чей стиль игры
на гитаре очень напоминал его предшественника. Лирика представляет
собой в основном обработку Питером английских детских песенок в духе
черного юмора, в связи с чем и возникло название, в котором обыгрывается
словосочетание «nursery rhyme» (буква «y» сохранена именно для того,
чтобы «crime» походило на «rhyme»), в результате чего его можно
перевести как «Преступление по отношению к детским стихам».
1) «The Musical Box». Поразительная вещь, напоминающая лучшие моменты
предыдущего альбома. Просто нет слов. Описать практически невозможно, но
попробую. Красиво вступает гитара, в которой чувствуется дух
викторианской Англии. Вокал появляется под две гитары, эффектно
дополняющие друг друга. Смысл песни описывается следующей историей: двое
детей, 8-летний Генри и 9-летняя Синтия, играли в крокет, и Синтия
снесла голову Генри (данный эпизод нашел отображение на обложке). Однако
текст песни начинается с описания момента, когда две недели спустя в
детской мальчика Синтия нашла его музыкальную шкатулку, и как только
заиграла мелодия «Старый король Коул», появился призрак мальчика. Бас
начинает играть тревожную мелодию, сопровождаемую флейтой, но этот
момент длится недолго, а он, по моему мнению, очень интересный.
(По-моему, у Opeth в середине композиции «Under the Weeping Moon» звучит
похожая мелодия, но у них она как раз длится гораздо дольше.) Ненадолго
возвращается вокал, продолжают играть гитары, присоединяется бас и
тихие ударные, вновь играет флейта. После повторения припева («Сыграй
мне мою песню, вот она опять») возникает жесткий гитарный звук,
оттеняемый клавишными, ударные задают быстрый ритм, а спустя некоторое
время все затихает. В конце очередной вокальной части возвращается
жесткая и быстрая музыка, реально сносящая крышу. Вот где корни
прог-металла, вот! Впрочем, нечто подобное уже было слышно в композиции
«The Knife» с предыдущего альбома. Очередной куплет, начинающийся тогда,
когда музыка стихает, вновь требует объяснения – призрак Генри вдруг
стал стареть, и у него возникают желания, которые появляются у человека в
течение жизни; он чувствует влечение к Синтии и требует, чтобы она
ответила на его зов плоти. Все мощнее звучит орган, все энергичнее
стучат ударные, все громче звучит гитара, все эмоциональнее становится
голос Гэбриела («Прикоснись ко мне сейчас же», – требует Генри), а
заканчивается все громогласной кульминацией. Что касается этой истории,
то когда Генри попытался изнасиловать Синтию, на шум появилась нянька и
бросила в бородатого ребенка шкатулку, уничтожив обоих. Однако у Питера и
фантазия, правда? Можно было бы разобрать с точки зрения фрейдизма, но
не будем.
2) «For Absent Friends». Под гитарные аккорды тут неожиданно запел Фил
Коллинз, хотя если бы нам об этом не сказали, мы бы и не заметили
подмены. Голоса у них станут различаться гораздо позже, когда Гэбриела
уже давно не будет в группе. Музыка балладная, красивая, но мало
запоминающаяся. В лирике говорится о людях, которые посещают церковь,
чтобы помолиться за умерших друзей и положить две монетки на блюдо; они
всегда опаздывают, потому что им нравится смотреть на то, что происходит
вокруг (карусель, девочка с коляской). Всегда нужно не забывать, что
даже если что-то уходит из этого мира, что-то все-таки остается. Длится
эта вещь менее 2 минут.
3) «The Return of the Giant Hogweed». Возникает странноватый и слегка
жутковатый звук клавишных и гитары, сопровождаемый басом и быстрыми
ударными. С появлением вокала, в котором чувствуется некоторая
агрессивность, музыка сначала энергична, потом более лирична, затем все
вперемешку, причем везде ощущается пульсирующий бас, сопровождающий
клавишные. В лирике повествуется о гигантской амброзии, которая
постепенно поглощает всю страну, мстя людям за то, что они поработили
растения. Возможно, эта история вдохновлена жутким романом Джона Уиндэма
«День триффидов». (Кстати, гигантское растение, описываемое в песне,
действительно существует. Оно принадлежит роду борщевик и имеет высоту в
два раза больше человеческого роста. Если человек оказывается на солнце
после того, как коснулся этого растения, он может получить ожог,
поскольку в соке борщевика содержатся вещества, делающие кожи
чувствительной к солнечному свету. Ожоги могут быть такими, что
понадобится госпитализация. Растение распространяется вдоль речных
берегов и на целинных землях так быстро, что это беспокоит и фермеров, и
ученых.) В инструментальной части быстро играет фортепьяно, к которому
присоединяется гитара. После небольшой вокальной интерлюдии звучит
ритм-секция с жестко риффующей гитарой, сопровождаемая органом. На этом
все завершается.
4) «Seven Stones». Композиция, стихи к которой написал Тони Бэнкс. Под
орган и тихо вступающие ударные появляется вокал. Затем орган звучит
мощнее, да и ударные становятся громче, а вокал – эмоциональнее. Потом
музыка становится то тише, то энергичнее, и так несколько раз. Особенно
запоминается пронзительное соло меллотрона, которым композиция
завершается. В целом напоминает ранний King Crimson. Темой песни
становится удача, примеры которой показаны в нескольких зарисовках
(жестянщик, застигнутый бурей, видит семь камней и находит убежище в
седьмом доме, капитан в шторм следует полету чайки) и на которую всегда
рассчитывает старик – главный герой песни. Не нужно понимать, как удача
работает, – нужно просто в нее верить.
5) «Harold the Barrel». Сразу же задорный ритм и вокал, сопровождаемый
быстрыми фортепьянными аккордами. В тексте рассказывается о толстяке
Гарольде, отце троих детей, владельце ресторана, который неожиданно
решил спрыгнуть с крыши, а все собрались внизу и пытаются уговорить его
не прыгать, позвав даже для этой цели его мать. В английском языке есть
выражение «Take a running jump», которое означает что-то вроде «А пошли
вы!», а дословно переводится как «Прыгните с разбега». Именно это и
предлагает Гарольд всем тем, кто стоит внизу. Композиция представляет
собой целую минипьесу, в которой Гэбриел не без помощи коллег поет за
совершенно разных людей. Проблема, правда, в том, что не во всех случаях
у него понятная дикция. Завершается композиция одиноким фортепьяно,
неожиданно прерывающим ритм-секцию. Грусть музыки, видимо,
подразумевает, что Гарольд таки прыгнул.
6) «Harlequin». Еще одна баллада, довольно непритязательная. Вокал
появляется сразу же под клавишные, гитару, бас и тихие ударные. Темой
песни становятся давние воспоминания о детских годах и лете, которое уже
не вернется. Здесь Гэбриел и Коллинз поют вместе, причем фальцетом,
чтобы, по-видимому, подчеркнуть детскость. Образ арлекина, танцующего в
этих воспоминаниях, видимо, повлиял в дальнейшем на Marillion, однако их
шут – более трагическая фигура.
7) «The Fountain of Salmacis». Волнами накатывает меллотрон и ударные,
затем появляется вокал, сопровождаемый ударными и басом. Майк Ратерфорд,
написавший слова, решил обратиться к греческой мифологии, рассказывая
нам о Гермафродите, сыне Гермеса и Афродиты (отсюда его имя),
появившемся на свет в тайне от всех, поэтому его воспитывали нимфы на
горе Ида. Парню нравилось бродить по разным местам, и однажды он
оказался у источника, где жила наяда Салмакида. Временами музыка
становится энергичнее. После повторения меллотронных волн возвращается
вокал. Нимфа влюбилась в юношу и пригласила испить воды, а затем,
чувствуя, что ее любовь остается без ответа, попросила богов сделать их
единым двуполым существом. Самое интересное начинается в
инструментальной части – с появлением быстрого ритма с жесткой
ритм-секцией в сопровождении органа, – которая затем несколько раз
прерывается вокалом. После энергичных проигрышей ударных снова идут
волны, вокальная часть идет под ритм-секцию (то быструю, то более
медленную) и орган. После того, что с ним случилось, Гермафродит проклял
источник, чтобы каждый, кто в нем искупается, становился таким же, как
он. Заканчивается композиция последней затихающей волной. Видимо, они
присутствуют потому, что центральным образом темы является фонтан, а
подобный эффект напоминает о воде.
Данный альбом стал квинтэссенцией арт-рока того периода. Именно он
повлиял на многие группы, самой известной из которых можно назвать уже
упомянутых Marillion. Однако музыка Genesis по-прежнему оставалась
излишне навороченной, и, может быть, поэтому о группе поначалу знали
лишь в достаточно узких университетских кругах. Кстати, у Gentle Giant и
King Crimson музыка тоже не проста, однако у них реально можно схватить
и запомнить мелодию, а в случае с Genesis этого в основном не
получается. Пожалуй, я скажу, что предшественник данного альбома,
возможно, даже чуть лучше, поскольку он более ровный и мрачный, однако и
эта работа очень интересна. Сам Тони Бэнкс говорил, что они все были
недовольны этим альбомом, поскольку считали, что недалеко отошли от
«Trespass». Может быть, он в чем-то и прав.