Здравствуйте, Гость! Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться вы можете воспользоваться формой
Быстрой регистрации
Данный альбом считается самым блеклым в музыкальном
плане из всего творчества Pink Floyd. Однако это не совсем так. Есть тут
и интересные музыкальные находки, и обилие звуковых эффектов,
усиливающих его жесткий реализм, однако главную роль здесь все же играет
текст. Роджер Уотерс затронул в предыдущем альбоме, «The Wall», глубоко
личные темы – в частности, гибель отца, Эрика Флетчера Уотерса. Именно
последнюю он решил продолжить и развить, рассказать о войне, которая
уносит жизни молодых людей. Окончательно утвердил его в этом решении
конфликт 1982 г. между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских
островов. Естественно, других участников группы подобный проект совсем
не устраивал, новые песни были слишком похожи на то, что они выкинули из
«Стены». Гилмор возмущался и не мог «понять, как кто-либо может хотеть
снова и снова слушать об Уотерсе и смерти его отца». Райт к тому времени
уже перестал быть одним из Флойдов и отдыхал на Родосе, переживая при
этом еще и развод с женой. Ударник Ник Мэйсон, долгое время бывший
наиболее близким Роджеру членом группы, тоже признавал, что тот почти
полностью перестал обращать внимание на музыку. Альбом «The Final Cut» с
подзаголовком «A Requiem for the Post-War Dream» стал фактически
сольным проектом Уотерса, пригласившего к сотрудничеству Майкла Камена
(кто не знает – именно с его помощью Metallica записали свой альбом 1991
г., а затем еще и «S & M») в качестве сопродюсера, пианиста,
аранжировщика и дирижера оркестра. Гилмор и Мэйсон стали не чем иным как
сессионными музыкантами. Уотерс не хотел идти ни на какие компромиссы,
не желая повторения ситуации с фильмом Паркера. Именно из-за отсутствия
вклада Гилмора с его мелодическим талантом альбом оказался довольно
слабым по музыке (к счастью, гитарные соло Гилмора никуда не делись и
добавили красочности), но все равно вряд ли стоит считать его полным
провалом (тем более что в британском хит-параде он занял первое место,
чего не случилось ни с «Темной стороной луны», ни со «Стеной»).
1) «The Post War Dream». Начинается альбом с того, как лирический герой
слушает по радио в машине Би-Би-Си. Новости крайне удручающие –
английское правительство поручило строительство нового корабля взамен
«Атлантик Конвейор», потопленного в Фолклендской кампании, японской, а
не английской верфи, как ожидалось. Сначала Уотерс поет довольно тихо,
но потом взрывается, что сопровождается и сменой музыки на жесткий хард.
Подобный переход встречается в дальнейшем на альбоме довольно часто.
Солидность этой композиции придают также медные духовые инструменты.
Песня была раскритикована – в первую очередь из-за нападок на Маргарет
Тэтчер («Мэгги, что же мы сделали с Англией?»), а также из-за «япошек»
(Nipps), дети которых якобы все помышляют о самоубийстве.
2) «Your Possible Pasts». Лязганье ж/д вагонов в начале заставляет
вспомнить о «скотовозах», на которых нацисты отправляли людей в
концлагеря. Современные Уотерсу события показывают, что та война ничему
человечество не научило.
3) «One of the Few». Очень маленькая, но сильная вещь. Тиканье часов,
грустная гитарная мелодия, давящее гудение, ненормальный смех. С этой
композиции начинается развитие образа учителя из «The Wall».
Оказывается, во время войны он был пилотом бомбардировщика (как и отец
Роджера), много раз видел смерть и теперь учит умирать школьников.
Название песни заставляет вспомнить слова Черчилля об английских
летчиках после битвы за Британию: «Никогда в истории конфликтов
человечества столь многие не оказывались в долгу перед столь немногими».
4) «The Hero’s Return». Далее нам показывают муки героя, вспоминающего о
погибших – в частности, о стрелке из своего экипажа, – но его не могут
понять ни жена, ни «неблагодарные» ученики. В конце песни можно услышать
«последние слова стрелка [Эрика Уотерса] в шлемофоне».
5) «The Gunners Dream». Погибший стрелок мечтал о том, что после
кровопролитной войны удастся построить мир без страха и тирании, где не
будет секретной полиции или террористов. Однако, как заявляет лирический
герой, мечта так и осталась мечтой. Соло на саксофоне в этой песне
является одним из наиболее запоминающихся моментов на альбоме
(вспоминаются подобные соло, например, на «Dark Side…»).
6) «Paranoid Eyes». Данная песня представляет рассказ об уже немолодом
человеке, пытающемся забыть о своих страхах с помощью алкоголя и
делающем вид, что у него все в порядке. Первая половина песни
сопровождается оркестром, вторая переходит на хард-рок с красивым и
грустным, но коротким соло.
7) «Get Your Filthy Hands Off My Desert». Самая короткая вещь на
альбоме. Начинается она с одного из самых поразительных эффектов в
истории группы – это звук ракеты, запущенной впереди от слушателя,
перелетающей через него и взрывающейся сзади. Естественно, подобный
квадрозвук нужно слушать на не самой плохой аппаратуре и лучше в хороших
наушниках. Песня представляет собой циничную насмешку над политиками,
ссорящимися из-за пустынных клочков земли (desert), словно дети из-за
десерта (dessert). Именно из-за строки «Брежнев взял Афганистан» этот
альбом в свое время запретили в Союзе. С едким текстом особенно
контрастирует струнный квартет.
8) «The Fletcher Memorial Home». Одна из самых злых песен Уотерса, в
которой он предлагает собрать вместе мировых лидеров (упоминаются
Рейган, Бегин, Тэтчер, Брежнев), бездействующих или же продажных и
кровожадных, поместить их в «мемориальный дом Флетчера» (названный в
честь второго имени его отца), где они будут забавляться, пока не
настанет время применить к ним «окончательное решение» – такое же, каким
пользовались нацисты. Мощное гитарное соло объясняет, почему эта
композиция является одной из любимых у Гилмора на альбоме.
9) «Southampton Dock». Песня посвящена Фолклендскому конфликту, а
Саутгемптонский док – место, откуда войска отправлялись на эту очередную
войну и куда возвращались, но уже меньшим числом. Уотерс вновь
упоминает Тэтчер, хотя прямо ее и не называет, но это именно она –
женщина, сжимающая «скользкие бразды» правления и провожающая солдат.
10) «The Final Cut». Выражение, вынесенное как в название этой песни,
так и всего альбома в целом, имеет двоякий смысл: это и «окончательный
монтаж» (перед наложением звука), и «последний удар» (в спину). На одной
из фотографий с обложки альбома Уотерс стоит в военном мундире с
торчащим из спины тесаком и держит в руках металлическую банку, в каких
хранят кинопленку. Здесь имеется намек на взаимоотношения Уотерса с
режиссером Аланом Паркером – кстати, в тексте есть упоминание как о
«Стене», так и о «Темной стороне».
11) «Not Now John». Единственная песня, где есть вокал Гилмора – правда,
и Уотерса тоже. В этой шизофренической песне, пародирующей речь
футбольных фанатов-хулиганов и завсегдатаев пабов с их ограниченностью и
враждебностью, предстают два героя (либо две стороны одного и того же
человека) – персонаж Дэвида хочет забыть обо всем («Fuck all that») и не
думать о проблемах, а персонаж Роджера, герой песни «One of the Few»,
повторяет, что надо заставить других делать то-то и то-то.
12) «Two Suns in the Sunset». Заканчивается этот альбом, в отличие от
всех других в творчестве Флойдов и от последующих сольников самого
Уотерса, весьма пессимистично, чему способствует и звучащий вплоть до
конца грустнейший саксофон. Лирический герой вновь слушает радио в своей
машине и, направляясь в сторону заката, вдруг видит еще одно
ослепительное солнце в зеркале заднего вида – ядерный взрыв. Для Уотерса
возможность подобной катастрофы в нестабильном мире казалась вполне
реальной, и вряд ли с тех пор ситуация существенно изменилось. Последние
слова: «Пепел и алмаз, друзья и враги, мы были все равны в конце», –
подразумевающие, что смерть уравнивает всех, оказались полной горькой
иронии – группа продолжала свое падение в пучину судебных тяжб, взаимных
нападок и резких высказываний в прессе.