Здравствуйте, Гость! Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Но если вам не охото регистрироваться вы можете воспользоваться формой
Быстрой регистрации
Альбом, знаменующий собой начало наиболее
продуктивного и новаторского периода в творчестве Pink Floyd. До этого
ребята, можно сказать, лишь раскачивались, пробовали проявить себя в
психоделике, саундтреке, «конкретной» музыке, сюитной классической
форме, различных звуковых экспериментах. Название альбома 1971 г.
представляет собой игру слов, основанную на одинаковом звучании «meddle»
(«вмешиваться») и «medal» («медаль»). Талантливый музыкант Гилмор
окончательно освоился в группе, а поскольку он был наиболее
осведомленным из всех о современных тенденциях в музыке, то их записи
стали и более профессиональными, и в то же время более доступными массам
(что не означает простоту или коммерциализацию). В то же время Уотерс
стал писать более интересную и выразительную лирику. Обложка альбома не
самая удачная – нечто, напоминающее просто вылитые чернила, на самом
деле является ухом (говорят, поросячьим – в шутку ли, не знаю) под
водой, по которой от падающих капель расходятся круги. Такую концепцию,
описывающую последнюю композицию на альбоме, предложили члены группы,
так что художника Торгерсона в этом винить не стоит.
1) «One of These Days». Инструментал, появившийся в результате
эксперимента, когда Уотерс решил подключить свою бас-гитару к
эхо-эффекту «Бинсон», принадлежащему Гилмору. Бас-гитару записали на
двух дорожках – рифф Роджера был продублирован Дейвом. Эта угрожающая
мелодия идет после завываний ветра, к ней присоединяются отрывистые
клавишные и довольно простые ударные, затем звучит замечательное
гитарное соло. В середине тема замедляется, раздаются жуткие звуки
(кто-то громыхает в дверь), звучит весьма знакомая англичанам мелодия из
телесериала «Доктор Кто» и замедленный и искаженный в результате
пропуска через усилитель голос Ника Мейсона (можно сказать, что это его
«вокальный дебют»:-), первый и единственный), произносящий одну лишь
фразу: «На днях я разрежу тебя на маленькие кусочки». Относилась она к
радиоведущему BBC (Би-Би-Си, а не Вэ-Вэ-Эс) Джимми Янгу. В чем тут
хохма? А в том, что Уотерс как-то сделал для концертов коллаж из
программ Янга, разрезав пленки и соединив куски в один сюрреалистический
монолог. После этой фразы, неплохо бы подошедшей для какого-нибудь
фильма про маньяка с ножом или бензопилой, идет жесткий хард в лучших
традициях. В свое время я был приятно удивлен, когда впервые услышал
этот инструментал на этом альбоме, потому как в советское время она
звучала в передаче, если мне не изменяет склероз, «Человек и закон». Вот
так ненавязчиво нас приучали к хорошей музыке, а мы и понятия не имели,
откуда она берется. (Как оказывается, чуть ли не половину вещей
Жана-Мишеля Жарра я тоже слышал задолго до того, как с ним познакомился
на альбомах.)
2) «A Pillow of Winds». Композиция в противовес мощной первой.
Слушателям надо отдохнуть. Под звуки ветра звучит этакая пасторальная
музыка – красивая меланхоличная акустическая гитара, задумчивый орган. В
песне есть фрагмент, когда после минорного звучания происходит быстрый
переход в мажор, словно солнце вышло из-за туч после дождя. Гилмор
умиротворяюще поет стихи в духе Руперта Брука (будь они на русском – я
бы сказал «Фета»).
3) «Fearless». Весьма энергичная, хотя и не быстрая тема, появившаяся
благодаря Баррету. Сид всегда искал интересные звучания и специально
расстраивал гитару, чему научил также и Роджера. Гилмор поет, растягивая
слова, звучит фортепьяно, акустическая гитара играет мелодию,
помогающую благодаря стихам нарисовать в голове картину, словно кто-то
поднимается на холм. Музыка звучит то громче, то тише, в то время как на
заднем плане мы слышим какой-то странный хор. В конце песни, когда
музыка стихает, мы наконец понимаем, что это болельщики, исполняющие
гимн «Ты никогда не будешь ходить один», победную песню кубка Уэмбли.
Записано это было прямо на стадионе Энфилд в Ливерпуле. Правда,
возникает вопрос: к чему это здесь?
4) «San Tropez». Размеренная композиция, пожалуй худшая на альбоме. Джаз
с упором на фортепьяно. Подошел бы для какой-нибудь парти с коктейлями и
бассейном. Гилмор играет на гавайской гитаре (оказывается, он и это
может). Вокал Уотерса звучит оптимистично, текст является его
карикатурой на самого себя, ведь в нем сочетались социалистические идеи и
замашки рок-звезды. Некоторые места в песне достаточно туманны, что
наводит на мысль, а не относятся ли они к первому знакомства Роджера с
ЛСД во время поездки в Грецию с университетским другом.
5) «Seamus». Ни за что не относитесь к этой песне серьезно! Это короткая
песня-шутка, родившаяся в результате шутки. У Стива Мэрриота, музыканта
групп Small Faces и Humble Pie, был пес, которого он научил выть под
блюз. Гилмор, друзья которого присматривали за псом во время туров
хозяина, притащил животное в студию. Все уже обкурились, Гилмор стал
лабать что-то, пес – подвывать, и решено было включить запись. Я бы
назвал это гитарно-фортепьянным блюзом с собачьим соло.
6) «Echoes». Эпическая вещь, очень длинная (более 23 минут) и сложная,
получившаяся из 36 (по другим сведениям, 24) музыкальных фрагментов,
которые музыканты записывали по мере того, как им в голову приходили
идеи. Одна из тех композиций, которая явно повлияла на такие группы, как
Tangerine Dream. Сонар подводной лодки, раздающийся в начале (так
называемый «пинг»), получился случайно, когда фортепьяно Райта
подключили к усилителю «Лесли». Мне это также напоминает падение капель в
какой-нибудь глубокой пещере. Постепенно подключается грустная гитара,
вкрадчиво вступают ударные, затем все инструменты играют нечто грустное и
размеренное. Между вокалом (Гилмор и Райт поют попеременно) идет
довольно тревожный гитарный проигрыш. После вокала – гитарное соло, все
более тяжелое и эмоциональное. Далее размеренно – тему ведут ударные, в
то время как гитара и клавишные выдают тревожные звуки. Затем все
стихает и начинается самая авангардная часть: мы словно оказались на
пустынном берегу моря, плещут волны, воет ветер, кричат чайки, раздается
свист. Вряд ли когда-либо в своей жизни вы слышали подобные звуки: вас
словно бросили куда-то далеко от дома, туда, где неуютно и жутко.
Хочется натянуть на уши одеяло, и не слышать всего этого. Потом снова
раздается «пинг», звучат клавишные, где-то далеко слышны ударные,
которые наконец мощно вступают вместе с гитарой. Напряжение все
нарастает, эхом отзывается гитара, звучат мощные тарелки, темп
ускоряется. Мы словно всплываем на поверхность и слышим вокал. После
него вновь ускорение – тяжело, эмоционально. Затем снова замедление –
клавишные, грустная гитара. В конце слышится жутковатый вой, который
постепенно заглушает инструменты, и мы постепенно возвращаемся к началу
(как, однако, Уотерс любит цикличность – вы заметили?). Первоначально
песня имела название «Возвращение сына ничто» и была на
научно-фантастическую тему освоения космоса, но Роджер решил переписать
ее и, в шутку говоря, упал с небес на землю, точнее в воду. Лирика
«Отзвуков» предвосхищает дальнейшую разработку им темы свободы и
противостояния ей со стороны других. Роджер говорит о том, что очень
трудно добиться утверждения собственной независимости, но каждый –
хозяин своей судьбы и должен сам выбирать, куда идти и что делать. Фэны
старого, более андеграундного Pink Floyd были, конечно, озадачены
альбом, столь непохожим на предыдущие работы, зато у группы появилось
множество новых поклонников, любящих интеллектуальный рок. Альбом нельзя
назвать полностью удачным, поскольку в нем две сильные вещи – первая и
последняя – оттеняют все остальные, но тем не менее и они неплохи и
весьма разнородны.